Что-то нехорошо мне нынче, господа. Какое-то муторное самоубийственное состояние. Хочется всё бросить и... Даже не знаю.
Ещё хочется книжек добрых. Парадокс: трижды осмотрела свои полки и выяснила, что у меня есть практически любая литература - хорошая, плохая, приключения, драмы, высокое, приземлённое... И только одного нет. Добрых, светлых, оптимистичных сказок с хорошим концом, насквозь положительными героями и гадкими-прегадкими злодеями, которым их злодейства ни за что с рук не сойдут. Того, что мне так сейчас нужно. Представляете, даже на полках с детской литературой нет! То есть нет, есть конечно. Целая трилогия о Деревянном Мече. Но учитывая, что дурное состояние длится не первый день, трилогию я уже вылизала...
Но, в общем-то, я не об этом сейчас собиралась писать. Просто в процессе перерывания книжных полок я наткнулась на небольшую такую книжонку
Феликса Кривина с названием
«Божественные истории» 1964-го года выпуска. Не то, чтобы едкая сатира была тем, что мне сейчас нужно. Просто как-то вспомнилось. Я, честно говоря, давно хотела написать рецензию на эту книгу, но всё как-то не доходили руки. Да и не знала, с какого бока к ней подступиться. Откровенно говоря, не знаю до сих пор. Но попробую. Очень попробую. Потому что такие книги стоит почитать.
Пол-страницы вдохновлённого бубнёжа от меня и притча от автора
«Божественные истории» — не столько книга, сколько сборник коротких рассказов, и читать её можно начинать с любой страницы, в любом порядке. Но лучше, конечно, в хронологическом. Потому как автор в них разобрал по кусочкам всю человеческую историю религии, с древности и, считай, до наших дней. Истинный представитель своего времени, атеист, он тем не менее хорошо изучил тему. В результате получилась сатира. Притом сатира — не только на легенды и мифы, но и на современную автору действительность.
Тонкие, колкие фразы, не только в адрес «устаревших богов», но и в адрес тех людских пороков, которые ничем не перебить: ни божественными указами, ни законами человеческими. Это — смех, но часто смех горький. Некоторые рассказы написаны в стиле «стихи в прозе» — и они отчего-то (то ли из-за формы изложения, то ли из-за тщательно подобранных сюжетов) трогают даже сильнее, чем простые прозаические рассказы. Конечно, для того, чтобы понимать полностью все обороты автора, нужно быть достаточно образованным человеком и иметь хоть какое-то представление о первоисточниках (мифах древней Греции, Библии и Евангелия, истории античности и средневековья), но, в сущности, многие рассказы понятны и так. Именно потому, что написаны не как насмешка над историей, а как рассказы о том, что вечно и понятно как древним, так и советским людям. И людям двадцать первого века тоже.
Эта книга принадлежала моему отцу. Изданная ещё в шестидесятых, в мягком переплёте, она разлетелась на листочки ещё до того, как я впервые её увидела. Кое-где смятая и испачканная, с разорванными страницами, уже не подлежащая восстановлению — только переизданию… Но её не переиздают, и я давно уже отчаялась найти замену у букинистов. Конечно, есть электронный вариант… Но в электронном варианте нет на полях заметок тех, кто читал её до меня. Поэтому я бережно храню каждый листик, каким бы потрёпанным он ни был. Просто чтобы всегда иметь возможность в трудную минуту достать и перечесть. Вспомнить, усмехнуться и подумать. И продолжить жить.
* * *
— В споре рождается истина.
— Что ты, Сократ, не надо! Спорить с богами бессмысленно, выпей-ка лучше яду!
— Пей, говорят по-гречески!
— Просят как человека!
Так осудило жречество самого лучшего грека.
Праведность — дело верное. Правда карается строго. Но не боялись смертные выступить против бога. Против его бессмысленных, бесчеловечных догматов.
В споре рождались истины.
И умирали сократы.