UPD от 6.10.2010Если вам понравилась эта рецензия...
Если вам импонирует представленная в ней точка зрения...
Если вы не прочь увидеть в этом дневнике ещё какой-нибудь обзор...
Если вы хотите сделать мне приятное...
Если вам просто нечем заняться пасмурным вечером...
...тогда это предложение - для вас! До 4 ноября зарегистрируйтесь на сайте
livelib.ru, пройдите по
вот этой ссылке и проголосуйте за представленную там рецензию (
синенькая стрелочка, направленная вверх, в самом низу поста, рядом с количеством голосов). Каждый проголосовавший будет поименован Няшной Пуськой (или любым другим именем на свой выбор) и прилюдно расцелован, а также получит право на что-нибудь хорошее!
Торопитесь, срок действия акции ограничен!
* * *
Некоторое время назад я имела счастье (или несчастье?) натолкнуться на предварительный рейтинг бестселлеров-2010 одного из известных книжных сайтов. Список сей кое-где меня разочаровал, кое-где повеселил, но что-то меня дёрнуло с ним ознакомиться, во всяком случае, частично. Подозреваю, что виной этому моя собственная необразованность в области современной литературы, что серьёзно меня напрягает. Ликбез начался с
Дэна Брауна, из которого я до сих пор прочитала примерно сто-сто пятьдесят слов, и те — в книжном магазине, возле полок с новинками. Да, это тот самый Дэн Браун, который написал «Код да Винчи», о котором я знаю только то, что он есть. Но речь не о нём — речь о новом романе сего мэтра (пока ещё не уверена, нужны ли здесь кавычки) под названием
«Утраченный символ». В упомянутом ранее списке этот роман занимает второе место по продажам на территории России.
Очень, очень, ОЧЕНЬ много букв, спойлеры, зубастое ИМХО и другие непечатные слова!Первое, что меня насторожило, — главный герой. Роберт Лэнгдон, который уже плясал вокруг да Винчи в самом популярном романе Брауна. Ибо широко известно, что продолжение обычно хуже оригинала (особенно если это уже второе продолжение). А ещё известно, что авторы, взявшие на вооружение одного персонажа, который вечно вляпывается куда ни попадя, рискуют скатиться до банальной штамповки. Нет, конечно, есть Конан Дойль, есть Агата Кристи, есть Рекс Стаут, есть Морис Леблан. Даже Гарднер, хоть и банален в самой сути, но так залихватски пишет, что не оторвёшься. Но какбе опыт нас учит… Впрочем, ладно, кто знает — в конце концов, может Дэн Браун воистину гениален и однажды пополнит список мастеров детективного романа. Так и быть, пока выдохнем.
Роман начинается с описания одного из масонских обрядов, в котором участвует некто, однозначно идентифицирующийся как Главный Злодей. После первых трёх строчек меня начали терзать смутные сомнения, что где-то я это уже видела. Только вот где… Мать моя Анна Андреевна, да это же «Война и мир»! Вау! Вот чего не ожидала, того не ожидала. Правда, вероятнее всего, автору (или, возможно, переводчику) не хватило слов, чтобы описать тот же обряд по-новому, но сам факт неожиданной встречи меня позабавил.
Едем дальше. Если вкратце, сюжет книги примерно такой. Уважаемого Профессора старый друг, миллионер, политик, всеми любимая американская знаменитость и просто хороший человек — по совместительству лидер масонской ложи всея Америка — вызывает в Вашингтон вотпрямщас, чтобы срочно прочитать какую-то лекцию. Вообще срочно. В семь утра позвонили — в семь вечера уже нужна лекция (а Профессор живёт чёрте где). ГГ конечно выругался, но раз человек, как я уже говорила, очень хороший, ему нужно помочь. Помчался он на всех парах в Капитолий (для справки: Капитолий — место, где заседает Конгресс США, такое белое здание с куполом в центре), влетает в зал… А лекции-то и нету. Зато посреди зала стоит человеческая рука, изукрашенная татуировками, с пальцами, скрещёнными особым образом и указывающими куда-то вверх. Рука, кстати, при жизни принадлежала тому самому Хорошему Человеку. Тут я поржала в первый раз. Представляете — заходит в здание Конгресса, по совместительству являющееся культурным достоянием США, человек с отрубленной рукой подмышкой, и его НИКТО не останавливает! Конечно, это же у американцев в порядке вещей… Ну ладно, пусть Злодей действительно хорошо замаскировался — сделал себе липовый гипс и запихнул туда эту руку… пусть даже ему потребовалось всего несколько секунд, чтоб эту самую руку из гипса достать (хотя с этим бы я поспорила, но ладно, допустим)… Но его ж никто не поймал! И Руку никто не заметил, пока ребёнок какой-то не заревел. Какая там замечательная охрана аднака) Как в дешёвом блокбастере: охрана вызвала начальник, начальник схватился за голову, велел всем «искать мерзавца», сам лихорадочно забегал по коридорам, спрашивая у встречных «Тут мужик не пробегал?», на что один из встречных отвечает «Туда! Он побежал туда!» — и по закону жанра оказывается, что этот встречный — наш злодей и есть. И Начальник охраны, как распоследний лох, радуется, что ему помогли люди добрыя, и бежит куда велено. А Злодей безнаказанно выбирается из Капитолия и валит на все четыре стороны. Видимо, никаких камер слежения там не стоит, и возможность экстренного перекрытия выхода тоже не предусмотрена. Отлично! Но ладно, допустим…
Дальше на месте происшествия появляется ЦРУ. Сразу. Десять минут спустя. Самое интересное, их не звали, а они припёрлись. И начали наезжать на несчастного Профессора, которого уже успели пошантажировать в стиле «Разгадай какую-то («— Какую?! — Ты сам знаешь, какую, аболтус!») загадку, а то твоему другу крындец». Рассказывай, мол, что знаешь. А Профессор-то и не знает ничего. Но Злодей тож не дурак, ему разгадка нужна — он оставляет подсказки. В общем, оказывается, ему нужна какая-то пирамида масонов, которая хранит какой-то ключ, который может привести к каким-то Святыням, которые содержат какое-то супер-пупер-магическое Утраченное Слово. И именно это слово Злодею и нужно. А у Профессора примерно пять часов, чтобы перерыть всю Америку и отыскать пирамиду, к которой есть доступ дай бог у двух-трёх Крутых Масонов, разгадать ключ, найти Святыни и расшифровать Слово. В общем, зовите Уиллиса, тут для супер-пупер-мена шабашку нашли… Тут я поржала второй раз. Легендарная пирамида, оказывается, состоит из двух частей. И одна из этих частей лежит в данную конкретную секунду в портфеле Профессора — притом, что, напоминаю, о её существовании вообще имеет право знать всего пара посвящённых! Ну-ну, здрасьте, мы — тайное общество…
Вторую часть пирамиды, как водится, быстро нашли. Очередь за ключом. Директор ЦРУ стращает Профессора карами земными и небесными, мол, если он ключ этот самый не разгадает, да Злодею не передаст, каюк придёт всей цивилизации. Тут я логику Директора не совсем поняла, но да ладно. Профессор, видимо, тоже не понял — поэтому не нашёл ничего лучшего, как побить этого самого Директора и сбежать с пирамидой. Почти всё дальнейшее повествование он занимается тем, что бегает от властей и расшифровывает этот паршивый ключ. Тут я поржала в третий раз. Просто поржала. Над Директором, по мнению которого Злодей, если не получит Слово, может расхреначить весь мир (а что он тогда, позвольте поинтересоваться, будет делать, если это Слово получит? Носки вязать, на печке сидючи?). И над Профессором, который вместо того, чтобы заняться чем-нибудь полезным, по подземельям Вашингтона шатается.
Ближе к концу повествования Профессора ЦРУ всё-таки поймали. Поймали, промыли мозги насчёт национальной безопасности, и наконец, триста страниц спустя, объяснили, чем же Злодей угрожает цивилизации. Оказывается, он во время своего пребывания среди масонов отснял материал и сделал из него клип, который угрожает вывесить в сеть, на всеобщее обозрение. Грамотно смонтированный клип: только самые «некрасивые» сцены с ритуальными жертвоприношениями, распитием «крови» из черепа и так далее — и с лицами участников, снятыми крупным планом. Кто-то типа министра обороны, нескольких конгрессменов, кучи крутых бизнесменов — и, внимание, лично Директор ЦРУ! И Злодею потому нужно передать расшифровку, чтобы иметь шанс его задержать! Не выдержала и полегла на клавиатуру)) Доо, конец цивилизации прямо! Да, некрасивый клип, наверно, с участием серьёзных людей… И вся-вся-вся цивилизация сразу поверила, что это не монтаж и не постановочно видео! И власти Америки ни за что не дадут опровержения! И, даже если дадут, ему никто-никто не поверит. Детсад, ёлки! Кроме прочего, наш обожаемый Директор ЦРУ — женщина. А масоны не принимают в свои ряды женщин, о чём, между прочим, сам автор упоминал где-то от ста до двухсот раз. И ладно бы только это — меня веселит тот факт, что Злодей несколько раз уже созванивался с героями, причём через телефон, который ЦРУ якобы держало на прослушке, но никто, никто не догадался почти за сутки его запеленговать! Зачем? Действительно, лучше нагородить огород с пирамидами масонов и операцией по захвату с участием роты солдат и тремя вертолётами! Меня вообще удивляет, как ЦРУ на протяжении всего повествования проводят какие-то операции, да ещё с вертолётами, тогда как в США по закону они вообще на это права не имеют. Хотя нет, больше меня удивляет то, что я, россиянка, это знаю, а автор, американец, — нет.
И, наконец, апогей. Захват всё-таки произошёл, Хорошего Человека спасли, хоть он и без руки остался, Злодея случайно замочили, клип перехватили на последней секунде (как обычно), все счастливы, целуются, обнимаются… а в книге остаётся ещё с полсотни страниц. Вопрос: нахрена? Ответ: во имя философских размышлений. Все эти полсотни страниц Хороший Человек, прямо так, без руки, даже без оказания первой помощи (то есть фактически истекающий кровью, логически рассуждая) водит Профессора по всему Вашингтону, заставляет его спускаться, подниматься и снова спускаться, рассказывая параллельно о том, что есть Утраченное Слово. Я даже не буду иронизировать насчёт того, что им оказалась Библия, а в качестве примера высшего развития мирового разума автор называет Википедию и Твиттер — это так скучно и убого, что даже не смешно. Меня просто охватывает ностальгия: конкретно я вспоминаю 31-ю главу своих «Законов». Там тоже герои десяток страниц потратили на то, чтобы сходить на экскурсию по дому, и я чуть не загрызлась, пока это писала. Но там это было хотя бы для красоты сделано и чтоб акценты сместить — а тут все пятьдесят страниц заняли размышления о том, что есть Бог и Человек, большая часть которых повторяла размышления, уже описанные в середине книги. Браво, автор! Если тебе платят гонорар постранично, ты сейчас нагрёб мнооого бабла.
И вот книга закончилась, а на душе неспокойно. Вроде как что-то ты упустил… А, точно! Ты упустил лифт! Дело в том, что первая глава начинается с эпизода, в котором где-то в Париже оборвался какой-то лифт с каким-то мужчиной и мальчиком на борту и хренакнулся с чёрт-знает-какого этажа. Дальше ни о лифте, ни о мальчике, ни о Париже нет ни одного упоминания вообще. Нет, конечно, может это какой-то знак для посвящённых, и я, начавшая своё знакомство с серией только с этой книги, его просто не понимаю… Но если это не так, то тенденция выходит неважная. На следы литературных негров похоже, что явно не айс…
На самом деле, над сюжетом я ржала сейчас. Во время чтения мне было не до смеха. Потому что слишком уж была перегружена голова. Она, надо сказать, и сейчас перегружена, когда я всё это вспоминаю, но тогда была особо сильно. Половину… больше половины… да нет, почти всю книгу занимают лекции по истории, религии и оккультизму. Помню, я в детстве зачиталась энциклопедией по безопасности жизнедеятельности. Ну интересно было написано — что поделаешь! Да так зачиталась, что за двое суток проглотила. Кто знаком с изданиями «Аванты +», хотя бы внешне, может себе представить, о чём я толкую. От этой книги возникло ощущение, что я снова взяла ту энциклопедию. Нет, это всё интересно конечно. Мне. Но если вы терпеть ненавидите энциклопедии и ни разу не зачитывались хотя бы учебниками, вам тут делать нечего. Ибо собственно сюжета осталось очень мало, да и тот вечно прерывается. Вроде идёт нить повествования, и вдруг БАЦ — исторический экскурс «Десять лет назад». Причём так мудрёно сделано, что ещё не сразу разберёшь по тексту, это всё ещё экскурс или мы уже вернулись к повествованию. В том случае, разумеется, если ты ещё помнишь, о чём речь шла. А забыть очень просто — эти самые экскурсы занимают далеко не пол-абзаца.
Технически — тут нужно отдать автору должное — поработано неплохо. Во всяком случае, просчитать дальнейший поворот можно было не более, чем на три шага вперёд. С другой стороны, кое-что тут меня смущает. Во-первых, растасовка текста. Повествование идёт линейно — несколько сюжетных линий движутся нос в нос в одном направлении, не отвлекаясь на побочные интриги (если не считать лекций по истории, разумеется). Но эпизоды разбиты на такие крошечные кусочки, что невольно задаюсь вопросом: а не тут ли кроется сложность просчёта сюжета? Ведь автор почти не даёт информации заранее. Всё происходит одновременно: информация к размышлению, и сразу перескок на других персонажей, которые эту информацию уже обработали и выдали результат. А то и просто результат, а наводящая информация — постфактум.
Во-вторых, я ознакомилась в Википедии с содержанием двух предыдущих книг серии, и что-то мне тут не нравится. Какая-то до боли знакомая фабула… И тут я невольно задаюсь ещё одним вопросом: а не мерещится ли мне сложность работы с интригой? Не является ли это, часом, признаком линейности мышления автора, а не рассчитанным способом подачи материала? Возможно, в голове автора выстроена чёткая картина, прямая, как столб, как должен быть написан мистический детектив — сначала А, потом Б, затем на сцену выходит В, и мы оказываемся на пороге Г, — что он просто не считает нужным давать информацию по ходу. А опытный читатель, усвоив привычки автора, видит финал уже на первых страницах — он-то знает, что перед ним прямая дорога, что было неизвестно мне, например. Шаблон, иными словами, без всякой попытки переставить акценты. Если это так, то это очень и очень печально, хотя и ожидаемо.
В общем, если обобщать вышесказанное, у Брауна получилась хорошая энциклопедия по оккультным наукам. Это, конечно, тоже вопрос довольно спорный — хоть он и говорит в начале, что все ритуалы, легенды и постройки реальны, меня терзают некоторые сомнения, всё нужно перепроверять. Но если всё-таки факты действительно приведены без искажений, то энциклопедия получилась действительно добротная. Вот книги не получилось. Много для головы — мало для сердца. Да даже не мало — вообще ничего. Даже интереса особо нет. Он мог бы появиться, если бы не было столько исторических отступлений и лекций по эзотерике. А так он просто не успевает появиться, как тут же давится пластами информации, которую не всегда легко понять неподготовленному читателю. В общем, если не считать знания, кое-что из которых я воскресила в памяти, а остальное узнала впервые, можно считать, что десять часов жизни потрачены вхолостую. Так что, если у вас нет срочной потребности в изучении истории масонства, рекомендую потратить время и деньги на что-нибудь другое.
А в остальном - читала я Код да Винчи, и Цифровую крепость читала. Донцова. Ну, где-то на том же уровне. Прочитать, разгрузить мозг и забыть.
йа коварно проголосовал, конечно, если получилось
а также получит право на что-нибудь хорошее! - держи своё право
Да, если ты спросишь про свою заявку в Ломбарде - ей Мерлин, она делается! Только оказалась сложнее, чем я предполагала(