Какая я всё-таки круглая дура. Всё время испытываю роскошнейшее чувство вины, когда заимствую у себя собственные удачные фразы. Оправдываюсь конечно, мол, чего пропадать хорошей фразе в фанфикшне, кому она там нужна? Заберём оттуда, поставим в рассказ или повесть, порадуем народ. Чувство вины отступает, залегает где-то в глубине сознания и ждёт подходящего часа… Ну не дура ли? Вот ведь, вот как надо делать! Берём фанфик, дробим его на составляющие — персонажи отдельно, сюжетные находки отдельно, описания отдельно, — всё, что имеет слишком большое отношение к фандому, выбрасываем, часть оставшихся элементов причудливо смешиваем и помещаем в новую вселенную, а остальное оставляем до лучших времён. И чего мне это в голову не пришло? Переименуем Гарри в Игоря Гончарова, Энни соответственно в Анну Яковлевну, Севушку во Всеволода естественно, Карла и Альфа можно оставить как есть, помещаем всё это век в семнадцатый-восемнадцатый и придумываем пару франкенштейнов в качестве антуража (вампиры и демоны уже, увы, использованы). Всё. Успех обеспечен, ёлки! Касси, спасибо, ты мне открыла глаза!
Собственно, на этом мою очередную рецензию можно заканчивать. Но я всё-таки продолжу. Во-первых, не хочу делать голословных заявлений, во-вторых, меня всерьёз может разорвать от переполняющих эмоций. Речь пойдёт о
Кассандре Клэр и её
«Городе Костей» естественно. Этот автор - дитя ГП-фандома, её трилогия о Драко, хоть ей и больше семи лет (точного возраста не знаю), до сих пор страшно популярна, как в англоязычном, так и в нашем фандоме. Теперь же она из фандома ушла и решила публиковаться. «Городе Костей» - первая часть её первой вышедшей в свет трилогии, написанной в 2007 году и переведённой на русский несколько месяцев назад. Для тех, кто не хочет читать все многабукаф, которые будут ниже, и не до конца понял, что я хотела сказать первым абзацем, резюмирую: книга мне не понравилась от слова «вообще». Тем, кто хочет после этого заявления поднять крик, что это предубеждение против ГП-фандома (положительное или отрицательное): в фандоме я уже больше шести лет, он мне осточертел достаточно, чтобы я перестала восторженно выть при каждом упоминании о нём, но ещё не настолько, чтобы я озлобленно била морды каждому, кто напоминал бы мне об этом чёрном пятне моей биографии. Иначе говоря, он мне умеренно до лампочки. Тем, кто уверен, что на моё мнение повлияла широко известная в фандоме трилогия Касси: за шесть лет я много о ней слышала, но ни разу не читала — даже саммари. Сначала доверия не внушало название, потом — чисто из принципа, уж больно часто её советуют на форумах. Так что и лично Касси мне тоже умеренно до лампочки. Вообще я была в максимально благодушном настроении при прочтении — великий автор великой трилогии велико опубликовался, стало быть, начертал своей великой рукой что-то совершенно великое. Обобщая вышесказанное, если такое настроение, помноженное на слышанные хорошие отзывы о «Городе» и о «Draco», теперь уничтожено, какой же должна быть книга…Но пойдём по порядку.
Груда текста и спойлерыО сюжете, наверно, в общих чертах знает каждый, кто интересовался этим дебютом. Но я напомню. Жила себе в Нью-Йорке Самая Обычная Девочка, никого не трогала, и однажды узнала, что в этом мире есть ещё и парочка скрытых кварталов с каким-то Умными Людьми, ежедневно спасающими мир от Демонов и других Умных Людей, которые оказались не такими уж и умными. Потом сразу резко выясняется, что и её матушка — о ужас!!! — оказывается связана с этими Умными Людьми. Потом — что и Самая Обычная Девочка — тоже принадлежит к расе Умных Людей. Потом — что ей нужно спасти мир. Ну как мир — матушку. Но и мир тоже, потому что (какой неожиданный поворот событий!), кроме неё, этого никто не сделает. Ну и конечно, в сюжете полно Неожиданных Предательств, Ужасных Чудовищ, Вселенского Зла, Семейных Скелетов и даже один Принц На Белом Коне, пардон, на мотоцикле. С которым, вы представьте себе, Самая Обычная Девочка никада, вот никада-никада не сможет быть вместе, ибо — инцест. Положительно, Майер тут должна была торжественно самоубиться: ей такой шикарный ход в голову не пришёл. А представляете, сколько трагизма было бы в Сумерках, какую бы аудиторию они собрали, если бы Белла оказалась пра-пра-пра-правнучкой Диггори, снова пардон, Каллена! Но я буду справедлива, сюжет в данном случае — скорее плюс, чем минус. Он смог заставить меня размышлять о себе где-то с полчаса после прочтения, а это показатель. Всего в меру: экшна, романтики, самую капельку тайн… К сожалению, это единственный плюс произведения.
Интрига. Интрига предсказуема чуть более, чем полностью. Каждый шаг. Вообще каждый. Может, разве что, пара мелочей закатилась. Об основной интриге повествования, то бишь упомянутой выше возможности инцеста, стало очевидно в тот самый момент, когда один из персонажей вообще заикнулся о том, что, мол, был один такой мальчик когда-то, да сплыл весь. Столько трагизма в голосе, что совершенно ясно: нет, кто угодно сплыл, но не данный конкретный мальчик. Может, что-то с моей памятью не так, может, я перечитала детективов, но, чёрт побери, никогда не видела книги с таким прозрачным сюжетом. Дочитала я её только по одной причине: уж больно хотелось узнать, успеют герои совершить инцест, или, как водится, в самый последний момент истина раскроет. К моему глубочайшему сожалению — нет, не успели, а жаль: это бы хоть как-то меня развлекло. В самый последний момент помешал Верный Оруженосец, кой обязан быть у каждого спасителя мира. Вот зараза, скажите!..
Персонажи. Вот, до кого я хотела добраться всё это время! Персонажи не просто картонные — их нет. Вообще нет. Никак нет, ни в каком виде. Только несколько набросков. Их достаточно, чтобы понять, кто из ху, но недостаточно, чтобы нарисовать мало-мальски цельную картину. Больше того, о том, что они не отвечают за свои поступки, я вообще не говорю: сложно ждать осмысленности от куска картона. Или же я непроходимо тупа. Наверное, так. Может, у меня проблемы со значением слова «циник»? Впервые в жизни вижу Циника, который на первый же вопрос малознакомого человека, с которым познакомился неделю назад, отвечает не просто честно, а откровенно, собственноручно демонстрируя указанному малознакомому человеку открытую рану с ножом внутри. Чтобы сделать больно, надо только чуть нажать на рукоять — ребёнок справится. Стерва. О-о-о чёрт, Стерва, сразу, немедленно, не раздумывая прижимающая к по-матерински тёплой широкой груди глуповатого, пускающего слюни на такую красоту простого смертного, в её собственной иерархии стоящего где-то на уровне обслуги, если не ниже; моментально захлюпавшая носом, когда с ним случилось «трагичискае нищастье». Хорошая, блин, Стерва. Странно, что она не сестра-близнец Циника. Мудрый Взрослый, который много знает о происходящем и вообще походу тут самый крутой, открывает государственные тайны пятнадцатилетним соплякам со словами (почти цитирую первоисточник): «Это вообще-то тайна, но я вам её расскажу, потому что вы попросили». И они все такие. Все! У меня не просто когнитивный диссонанс. У меня моральная кома. Как, КАК можно так бездарно наляпать? Нет, я понимаю, конечно, так хочется показать, что у Циника на самом деле тонкая душевная организация, что Стерва способна думать не только нацистскими шаблонами, а Мудрый Взрослый… нуу надо же героям откуда-то узнать информацию для развития экшна? Я понимаю, что у автора нет времени и желания (возможно, и мозгов) разыгрывать многоходовки и вписывать дополнительные эпизоды. Но как можно было нахреначить такой чуши? Где у неё глаза? Где глаза у редакторов? У бета-читателей? Неужели, блин, сложно потратить две страницы даже на самые банальные приёмы — на чей-нибудь дневник, на записи, тайком вытащенные из письменного стола Самого Главного, на «с его лица на мгновение исчезло высокомерное выражение, но это мгновение было так кратко, что она решила, что ей почудилось»? Ну хоть на что-нибудь, что объяснило бы, откуда образовалась любовь-морковь за три дня! Я не могу-у-у! Я даже описывать это не могу! У меня вскипают мозги и возникает желание кого-нибудь придушить.
Вселенная — ну тут то же самое, что и с персонажами. Не прописана вообще. О том, что примерно представляет из себя место, где проходит большинство «потусторонних» событий, и где оно находится, я поняла только ближе к середине повествования, когда нам — подумать только! — додумались его описать. Фраза «Он скорее готов сразиться с кучей Пожирателей…» вызывает у меня неправильные ассоциации — но это не только из-за указанных выше шести лет в фандоме (хотя и они здесь повинны, каюсь). Почему-то ни от одной книги, в которой не дай бог упоминается имя «Гарри», например, меня вздрагивать не тянет и на тупое хихиканье не пробивает. Причинно-следственные связи с трудом улавливаются: я до сих пор не могу понять, как, на какой почве выросло то самое Вселенское Зло, хотя его становление вроде бы как подробно разъясняется… Можно без конца продолжать. Мир просто не прорисован. Обозначен несколькими штрихами, грубо, схематично — но не прорисован. Может быть, конечно, я просто не умею читать современное фэнтези. Может, так и надо. Может, если автор говорит «голубоглазый блондин», у тебя в голове должно автоматически возникать блестящее накачанное тело под метр восемьдесят ростом с чувственными губами, высокими скулами, волевым подбородком, длинными тонкими пальцами и что там ещё положено прекрасным принцам. Если автор говорит «убежище», должен представляться средневековый замок со всеми удобствами двадцать первого века, с уймой комнат, оранжереей, шикарной библиотекой, замаскированный при этом под копны и сараи. Я, должно быть, очень старомодна: жду, что это всё должно быть сказано если уж не прямым текстом, то хоть намёками. Но нет, на кой чёрт надо? Пора соображать самим! Автор не нанимался вам тут рассказывать…
Теперь про больное место. Многие говорят, что «Город Костей» полностью списан с трилогии о Драко. Я сделала единственно правильную вещь в сложившейся ситуации: прочитала сначала Город, а потом первую часть трилогии. Официально заявляю: да, Город списан с Трилогии чуть менее, чем полностью. Буквально на днях я при свидетелях заявила, что не понимаю, откуда взялось такое мнение: ни один из героев ни на канонных, ни даже на фанонных персонажей не походит. Может, разве что Стерва-Изабель имеет некоторое сходства с фанонной Пенси, но — не дотягивает. Это было сказано в процессе чтение Города. Сейчас я дочитала «Draco Dormiens», и суть происходящего мне ясна. Ибо персонажи Трилогии и сами-то ни с канонными, с со стандартно-фанонными ничего общего не имеют — где уж мне было найти соответствия в Городе! Не с тем сравнивала. Да, может быть, кто-то, говоря «Естественно они похожи — у них же один автор, один стиль!», в чём-то прав. Но, чёрт побери, главный злодей, холоднее льда, безжалостный даже к собственному сыну, воспитывающий его в атмосфере полной мерзопакостности. Жена главного злодея, трясущаяся от ужаса перед мужем, но находящая в конце концов в себе силы бросить его и вломить хорошенько поперёк хребта. Школьный друг жены главного злодея, всю жизнь любивший её и подставивший плечо в тот момент, когда она решила уйти от супруга, и всячески содействующий его уничтожению, получающий под конец награду в лице этой самой жены. Волшебные три пункта: Люциус — вылитый Валентин, Нарцисса — Джослин, Сириус — Люциан, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы их узнать. Они даже внешне похожи. Повадками, характерами, способностями, поступками, мировоззрениями, судьбами. Проще сказать, они клоны друг друга. Это я только начала развивать линию главного злодея, заметьте. Есть ещё главные герои, второстепенные герои, второстепенные злодеи, нейтралы и прочая шалупонь. Это персонажи. А ведь кроме персонажей есть ещё несколько составляющих литературного произведения — о них я ещё даже вспоминать не пробовала... Нет, господа, это уже не авторский стиль. Это шаблон. Стереотип. Суповой набор для успешного произведения. Раз сработало — сработает ещё раз. Само по себе оно, может, и ничего, но совместно говорит то ли о скудоумии автора, то ли о его надеждах на скудоумие читателя. Что возвращает нас к началу поста. Чего я так мучаюсь? Можно же просто переписать Законы — и меня ждёт успех!..
Ффух, как бы остановить этот поток негатива… Я ведь ещё не упоминала про любовную линию, которая умудрилась разгореться буквально за двое суток знакомства персонажей (этим же, кстати, грешит Трилогия — один в один). И про язык, необычно примитивный язык. И сказать огромное спасибо переводчикам: давно я не видела такого кривого перевода. Даже не читая исходника. Если бы этот перевод филологи почитали за пример для подражания, то в русский литературный язык вошли бы некоторые очень интересные слова, в основном, просторечные (просторечие в данном случае — не авторский приём, заметьте: англоговорящая Клэр вряд ли могла себе представить, что такие слова могут существовать). Но если я буду вспоминать всё это и ещё многое другое, тут текста будет ещё страниц на десять. Одно могу сказать: реклама Стефани Майер, вынесенная на обложку, себя оправдала. Подобное притягивает подобное: Вассерман не будет хвалить Донцову, Акунин вряд ли напишет отзыв на титульнике сочинений Маркеса. Так что что может прорекламировать Майер, очевидно.
Книга абсолютно непрофессиональна. Картонные персонажи, прозрачная интрига, непрописанный мир — наверняка следствие фикрайтерского прошлого. Обычно фикрайтерам не нужно описывать никого и ничего — всё до них описано, читатели и так знают, сколько родинок на правой ягодице у главного героя. Да и интрига, как правило, известно: убить главного злодея и спарить некоторое количество персонажей (каких — понятно из пейринга). Плохо то, что Клэр не додумалась это всё исправить — или не смогла. Вполне возможно, кстати, что как раз не смогла — обратного по языку не чувствуется. Хотя я могу ошибаться. Читать эту книгу стоит только если вам не больше шестнадцати лет, интеллектуально во всяком случае: тогда вполне себе ничегошный сюжет, может быть, перекроет все остальные огрехи. Либо, ещё вариант, можете прочитать эту книгу, если вам нечего делать: ещё один небольшой её плюс в том, что она просто, очень просто читается и не засоряет мозги. За несколько часов можно проглотить и навсегда забыть об этом. Во всех остальных случаях лучше займитесь чем-нибудь более полезным. И да: не читайте трилогию Драко, если решите читать трилогию Города и наоборот — вы будете разочарованы несовершенством мира.
PS Трилогия Драко, кстати, тоже сомнительна, что в принципе понятно из вышенаписанного. Раз уж Город Костей почти полностью передран с неё… Но для того времени, когда она была написана, для того уровня развития фандома, для того количества выпущенных книг (всего четыре — третий фанфик, который я читаю, написанный до выхода пятой книги и соответственно просто не знающий о ряде подробностей, вроде степени родства Нарси и Сириуса) — с учётом всего этого, действительно не худший образец. Во всяком случае, понимаю, почему его так советуют. Но рецензию на Трилогию я писать уже не буду.
PPS Всё-таки, некоторым фикрайтерам лучше оставаться фикрайтерами — так они больше пользы обществу приносят.
PPPS Я надеюсь, мои слова не совсем пророческие…